КОРРЕКЦИОННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В целях оценки достижения значений показателя федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» министерство образования и науки Самарской области проводит мониторинг удовлетворенности граждан (родителей) услугами психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными организациями.
Опрос граждан начинается с 27 февраля по 15 декабря 2023 года. Форма опроса размещена по адресу https://forms.yandex.ru/cloud/63ea1abb50569020b6466180/
Просим принять участие в опросе!
В СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» в 2022-2023 учебном году функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет, одна группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
Всего детей с ОВЗ — 59: из них —с тяжелыми нарушениями речи V вида -55; с ЗПР VII вида – 4 .
В этих группах созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, у которых выявлены трудности в обучении, воспитании и развитии, связанные с нарушениями речи, c задержкой психо-речевого развития, а именно:
- режиме полного дня организовано воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с необходимым программно-методическим обеспечением в соответствии с программой, по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития;
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:
— коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам групп компенсирующей с тяжелыми нарушениями речи и комбинированной направленности оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель- дефектолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Циклограммы рабочего времени педагогических работников в СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя-логопеда Исяняевой А.Я.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя-логопеда Сидоровой Е.К.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя-логопеда Гросс Т.А.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя-психолога Поповой Д.А.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя- психолога Огуречниковой С.А.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя-логопеда Луневой М.В.
Циклограмма работы на 2022-2023 учебный год учителя- дефектолога Зиновьевой Ю.К.
Условия, созданные в СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Проход в здание условно доступен для инвалидов и воспитанников с ОВЗ .
Обеспечение доступа в здание СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» инвалидов и лиц с ОВЗ:
- Пандусы с поручнями к входу в здание корпуса .
- Система противопожарной сигнализации и оповещения.
Кадровое обеспечение в СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»:
- Воспитатель — 8 человек.
- Учитель-логопед — 4 человека.
- Педагог-психолог — 2 человека.
- Инструктор по физической культуре — 2 человека.
- Музыкальный руководитель — 2 человека.
- Учитель-дефектолог — 1 человек
Условия для обучения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
- Кабинет педагога-психолога.
- 3 логопедических кабинета.
- Медицинский блок.
- Групповые помещения.
Нормативные документы
- Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
- Приказ министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минпросвещения России от 25 марта 2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014»
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 2136-р «О продлении до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда»
- Письмо Минпросвещения от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
- Письмо министерства образования и науки Самарской области от 24.08.2017 №711 – ТУ «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области»
Локальные акты по организации обучения детей с ОВЗ
- Положение об оказании логопедической помощи в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю.В. Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань)
- Положение об адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья в СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань
- Положение об организации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в структурных подразделениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань
- Положение о группах компенсирующей/комбинированной направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья структурных подразделений
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме в структурных подразделениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования
- Положение о рабочих программах педагогов
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ:
Участие в конкурсах развивает личностные качества ребенка с ОВЗ, ребенок поднимается на ступень выше в своём развитии. У него начинает появляться уверенность «я могу». Конкурс даёт возможность показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Придаёт ему силы и уверенности в жизни, появляется стремление быть лучше.
2021 год — I этап (отборочного) регионального Чемпионата «Будущие профессионалы 5+» году. Номинация «Медицина», команда «Добрый доктор» группы компенсирующей направленности №2, наставник Ермолаева Н.А. Видео смотрите здесь
2021 год- II этап регионального Чемпионата «Будущие профессионалы 5+». Номинация «Машиностроение», команда «Винтик и Шпунтик» группы компенсирующей направленности №1, наставник Лунева М.В. Видео смотрите здесь
2022 год — Победители (3 место) Региональном Чемпионате «Будущие профессионалы 5+»для детей с ограниченными возможностями здоровья «ТОЧКА СТАРТА». Профессии класса – «Человек- знаковая система» (специальность «дорожный рабочий») «Оранжевые жилеты», наставник Лунева М.В.
Видео смотрите здесь
2022 год- Призер(4 место) в Региональном Чемпионате «Будущие профессионалы 5+» для детей с ограниченными возможностями здоровья «Профессия семьи в кадре», работа «Врачебная династия семьи Афанасьевых». Воспитанница группы компенсирующей направленности №2 Афанасьева Маргарита. Наставник Ермолаева Н.А. Видео смотрите здесь
2022 год — I этап (отборочного) регионального Чемпионата «Будущие профессионалы 5+» Номинация «Медицина» команда «Добрый доктор» группы компенсирующей направленности №3 наставник Матросова И.Г. Видео смотрите здесь
2022 год — I этап (отборочного) регионального Чемпионата «Будущие профессионалы 5+». Номинация «Пищевая индустрия», команда «Маленький мук» группы компенсирующей направленности №2 наставник Ермолаева Н.А.
Видео смотрите здесь
2023 год —III место Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь -2023», в номинации «Физика. Математика.Техника».Проект «»Пешеходный мост железнодорожной станции Сызрань -I». Наставник- Астахова Т.М., Ермолаева Н.А.
Алгоритм выявления детей с ОВЗ в структурном подразделении «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» (далее СП «Детский сад № 3»)
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
- В феврале-марте предшествующего учебного года в СП «Детский сад № 3» педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т.е. специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) СП Учреждения, выявляют детей с ОВЗ.
- По результатам обследования воспитанников и выявление среди них детей с ОВЗ проводится заседание ППк и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
- По результатам обследования на ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).
Основная задача коррекционно-педагогической работы СП «Детский сад № 3» создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (часть 10 ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).
- На основании рекомендаций ПМПК специалисты ППк СП «Детский сад № 3» разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и (или) адаптированную образовательную программу.
- После разработки индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты СП «Детский сад № 3» осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в 3 месяца.
Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. |
Составление программ индивидуальной, подгрупповой работы с детьми с ОВЗ, имеющими сходные структуру нарушения и/или уровень развития. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных, коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с ОВЗ. |
Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных, подгрупповых программ и продолжение коррекционной работы. |
Куда обратиться за консультацией и поддержкой?
В Западном образовательном округе функционирует центр психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста:
Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу:
446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А, Тел. (8464) 37-58-65
Так же за консультацией можно обратиться к специалистам СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 го. Сызрань», расположенного по адресу: 446023, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Октябрьская, д.21 Тел. (8464) 98-04-60:
Или вы можете адресовать свой вопрос,направленный специалисту на e-mai: DOU-3@yandex.ru,
Целью деятельности центра является преодоление трудностей воспитанников в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Заседания ПМПК проводятся по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24 А.
Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:
- Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
- Для детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждениях Западного образовательного округа.
Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.